Социофобия — социальная фобия

На сегодняшний день социофобия является весьма распространенным расстройством психики. Патология представляет собой иррациональный страх перед общественными действиями, вниманием большого количества людей, необходимостью оправдывать ожидание масс. Стоит заметить, что боязнь общества в той или иной степени свойственна практически всем людям, однако речь здесь не идет о наличии заболевания. Фобией считают лишь тот страх, который оказывает существенное влияние на качество жизни больного, а также не объясняется здравым опасением предстать перед обществом в неприемлемом виде.

Впервые социальная фобия, как самостоятельная нозологическая единица, возникла в восьмидесятых годах прошлого столетия. Тогда же возникли и ее диагностические критерии, которые в понимании различных специалистов несколько различались. Тем не менее, существовали и признаки, которые для всех врачей являлись неоспоримым доказательством наличия болезни (соматические симптомы страха, панические атаки, отказ выполнять действия, связанные с работой в обществе).

Рассматриваемое заболевание наиболее часто возникает у молодых людей в возрасте до 25 лет, не обладающих высоким уровнем образования и навыками общения. Нередко фобия возникает у детей, росших в неблагополучных семьях, родители которых страдали алкоголизмом или не уделяли ребенку достаточного внимания. При отсутствии своевременного лечения в подростковом возрасте, наивысшую степень интенсивности симптомов социофобия набирает уже в зрелом возрасте пациентов, к 35-40 годам. К заболеванию нередко присоединяются другие виды психических расстройств, а также наркомания и алкоголизм.

Причины развития социофобии

На сегодняшний день причины социофобии окончательно не установлены, однако выделено немало факторов, наличие которых существенно повышает вероятность развития данного заболевания.

  • Генетическая предрасположенность. Известно, что социофобия чаще развивается у детей, родители которых сами страдают от данного заболевания. Однако следует обратить внимание на то, что подобное явление может быть вызвано не столько генетическими факторами, сколько непосредственным наблюдением ребенка за поведением родителей и копированием его.
  • Недостаток внимания в детстве. Отсутствие необходимого внимания и ласки со стороны родителей в раннем детстве приводит к формированию у ребенка негативной картины восприятия окружающего мира. При этом в дальнейшем он часто не может объяснить своего страха перед людьми, так как основы заболевания сохраняются на уровне подсознания.
  • Гиперопека. Избыток внимания и постоянные попытки родителей защитить ребенка от несуществующей опасности также могут оказывать влияние на развитие симптомов заболевания, избавиться от которых впоследствии бывает весьма сложно. Механизм формирования в данном случае заключается в том, что ребенку постоянно указывают на реальные и мнимые опасности окружающего мира, что также приводит к негативной его оценке.
  • Низкий уровень умственного развития. Дети, обладающие сниженным уровнем умственного развития, в большинстве случаев подвергаются насмешкам со стороны сверстников в школе и послешкольных образовательных учреждениях. Все это способствует активному формированию комплексов неполноценности, снижению самооценки и развитию социофобии. При этом больной, как правило, может частично объяснить причины своего страха перед обществом.
  • Наличие негативных эпизодов в прошлом. Частые негативные моменты, связанные с воздействием общества на отдельно взятого человека, также могут приводить к развитию социофобии. Болезнь в данном случае может развиваться и во взрослом возрасте.

Стоит заметить, что эпизоды негативного опыта, имевшиеся в прошлом, должны иметь некоторую регулярность и продолжительность. Однократный отрицательный эпизод крайне редко становится причиной заболевания, хотя и может спровоцировать некоторые психические расстройства и волнения. Появление симптомов социофобии в результате единственного воздействия возможно только при крайней его интенсивности и выраженности негативного эффекта.

Некоторые специалисты относят к причинам социофобии также и низкое социальное и материальное положение пациентов. Однако подобные заявления чаще являются попыткой оправдать отсутствие успехов в делах наличием заболевания, а не собственной неспособностью или нежеланием активно работать для того, чтобы повысить качество жизни.

Выявление истинных причин заболевания несколько осложняется тем, что многие пациенты принимают за социофобию собственную естественную застенчивость или здравое опасение выглядеть на виду у людей глупо. Дифференцировать подобные состояния позволяет тест, разработанный еще на начальном этапе изучения рассматриваемого заболевания.

Социофобия — симптомы и признаки

Симптомы социофобии значительно различаются во время приступа и в межприступный период. Как правило, вне контакта с провоцирующим фактором, коим является скопление людей, пациент не проявляет выраженных симптомов заболевания. Однако огромное диагностическое значение в межприступном периоде имеет избегающее поведение больного. Последнее заключается в попытках пациента избежать появления в местах скопления людей (просьбы к близким сходить вместо себя в магазин). В случаях, когда предстоящего контакта с обществом избежать не удается, больной начинает проявлять признаки тревоги, а также старается сделать все возможное, чтобы не выглядеть нелепо при посторонних людях.

Наблюдающий за пациентом психотерапевт при предстоящем контакте больного с посторонними людьми может отметить у него повышение частоты сердечных сокращений, повышение давления в кровеносных сосудах, суетливость, растерянность, чрезмерную подготовку даже если предстоящий «выход в свет» представляет собой не более чем посещение продуктового супермаркета.

Симптомокомплекс, возникающий при развитии приступа фобии, включает в себя три основные группы симптомов: физиологические, поведенческие и когнитивные.

Физиологические симптомы

Физиологические симптомы социофобии, заключаются в возникновении типичных признаков паники. Так, у больных отмечают потливость, одышку, увеличенную частоту сердцебиения и повышение артериального давления порой до очень высоких цифр. Помимо этого, практически во всех случаях развивается бледность либо гиперемия кожных покровов (в зависимости от характерных для человека физиологических реакций), тремор рук, некоторое нарушение походки.

Наиболее выраженные нарушения возникают в отношении той функциональной способности, за которую пациент больше всего опасается. Так, если больной считает, что у него некрасивая походка, он будет пытаться принудительно ее исправить, что приведет к неустойчивости и наигранности ходьбы. Бороться с физиологическими признаками социофобии самостоятельно практически невозможно.

Поведенческие симптомы

Поведенческие реакции наиболее ярко проявляются в межприступный период, однако во время приступа они также имеют место быть. При этом пациент, как говорилось выше, пытается искусственно контролировать определенные функции своего организма (походка, речь, взгляд). Помимо этого, во время приступа больной предпринимает попытки побыстрее покинуть место, где ему некомфортно.

Поведенческая симптоматика чаще всего развивается в общественном транспорте, на улицах, в магазинах или местах культурного отдыха (театр, кинотеатр). Наиболее яркие реакции подобного рода возникают в случае, если больному по той или иной причине необходимо выйти на сцену перед зрителями.

Когнитивные симптомы

Когнитивные признаки болезни заключаются в неадекватной, заниженной оценке пациентом своей внешности, особенностей поведения и передвижения. При этом пациент старается выглядеть как можно лучше, сохраняя веру в то, что полностью устранить свои недостатки ему не удастся. Наиболее ярко подобные эмоциональные переживания возникают у детей в подростковом возрасте.

Помимо вышесказанного, для пациентов характерна многократная репетиция предстоящей ситуации в уме, с планированием наиболее подходящей с их точки зрения модели поведения. Подобное планирование далеко не всегда адекватно, а представление о ситуации часто не соответствует действительности.

Лечение социофобии и ее профилактика

Вмешательство специалистов и профессиональное лечение социофобии необходимо только в тех случаях, когда пациент сам имеет желание лечиться, заболевание существенно влияет на качество его жизни и уровень общения с окружающими. Легкие формы социофобии, как правило, не приводят к возникновению у больного желания лечить болезнь.

Современная терапия рассматриваемой фобии заключается в проведении мер психотерапевтического воздействия и социальной адаптации. Может применяться также и лечение гипнозом, в ходе которого врач меняет внутренние установки пациента и его отношение к окружающему миру.

Психотерапевтические методы лечения также направлены на коррекцию отношения больного к себе и окружающему миру. При этом человеку необходимо научиться контролировать свои мысли, отфильтровывая те убеждения, которые относятся к симптомам болезни. Осознание того, что завышенные требования к себе не обоснованы, является основой успешного выздоровления.

Подобный путь преодоления социальной фобии используется и при самостоятельной борьбе с болезнью, однако неоспоримым плюсом обращения к психологу является то, что он способен не только направить мысли больного в нужном направлении, но и выявить первопричину имеющегося патологического состояния.

Медикаментозное лечение социофобии применяется в наиболее тяжелых случаях болезни, когда побороть ее посредством методов психотерапии не представляется возможным. При этом больной, как правило, испытывает серьезные трудности даже при посещении магазина или любом другом выходе в общество. Препараты, назначаемые таким пациентам, относятся к разряду антидепрессантов, и способствуют снижению психической реакции на раздражитель, повышению настроения и самооценки больного.

Следует помнить, что таблетки являются лишь вспомогательным способом снизить остроту реакции пациента на нахождение в обществе. Основой лечения является грамотная психотерапия и собственное желание больного преодолеть страхи и обрести возможность полноценного контактирования с окружающими людьми.

Задача по профилактике социофобии ложится преимущественно на родителей ребенка. Необходимо обеспечить должный уровень внимания и заботы, а также с детства приучать малыша к общению со сверстниками. В дальнейшем под контролем должна находиться успеваемость ребенка в школе, уровень его физического развития и коммуникативные навыки.